Monday, January 26, 2009

Глобализация и наш словарный запас

Прочитала статью в русском Космо про неологизмы в нашей речи. Статья наглядно показывает, как происходит "англитизация" нашего словарного запаса. Хотя дело, конечно, не только в этом.

Глобализация действительно дает о себе знать уже на каждом шагу, и наше сознание в этом далеко не исключение. Хотя, безусловно, есть в этой самой глобализации и положительные стороны. Например, можно спокойно делать себе на ужин салат из рукколы с помидорами, моцареллой и ацето бальзамико и не думать, что это нечто экзотическое и доступное только где-то в Италии или, по крайней мере, в итальянском ресторане. Границы как никак стираются, географические в том числе. 

Хотя, проблема состоит скорее  в том, что некоторые люди, используя такие "новые" слова, стараются элитизировать их, сделать чем-то доступным только для "посвященных", превращая обычные продукты и явления в нечто шикарное и пафосное.  Иногда наблюдать за подобной "прогрессивностью" и смешно, и немного грустно одновременно. 

И вот она сама статья:

http://www.cosmo.ru/fashion/collections/427367/

Словарный ПРОзапас

На тарелке руккола. На коленях лэптоп. На носу перфоманс. В телефоне гаджет. В личной жизни фьюжн. В быту гламур на гламуре и гламуром погоняет. Чувствуете подвох? Вокабуляр-то прошлогодний, а на носу уже Новый год! 


На днях, чтобы понять таинственный смысл кинорецензии, пришлось три раза заглянуть в Википедию. Из чего следует, что вести конструктивный диалог со мной интеллигентным людям решите льно невозможно, – до сих пор могу ляпнуть: "Мне думается, что этот ягодный суп с атлантической сельдью – сомнительная бурда" вместо "интересный фьюжн"… Слишком уж стремительно появляются новые слова: в Институте лингвистических исследований РАН подсчитали, что в среднем за год набегает до 4-5 тысяч неологизмов. Прямо: С Новым годом – С Новым словом! 
Что делать? 

Решение первое: ЛОГИЧНОЕ 

Подойдет для всех пытливых умов. С помощью словарей и онлайн-энциклопедий выясняем значения новообразованных, заимствованных, модных новых и модных хорошо забытых старых слов и словосочетаний, попадающихся в устной и письменной речи с периодичностью 1 раз в минуту/страницу. Записываем в блокнот. Немедленно переводим в активный словарный запас. 

К примеру, 10 модных "печатных" слов уходящего года: 
• АЛЬФА-ДЕВУШКА – девушка-лидер. 
Немногим ранее мы имели честь познакомиться с альфа-самцом, лидером мужской "стаи" – сильным, напористым и обладающим неиссякаемой сексуальной энергией. И вот он, незамедлительный ответ: альфа-герл – девушка нового поколения, очень красивая, очень успешная и очень уверенная в себе. Что будет, если они встретятся? Альфа-любовь? Альфа-секс? 2009 год покажет… 
• АРХИТЕКТУРНАЯ/высотная/панорамная доминанта – словосочетания, употреблявшиеся на петербургском телевидении и в петербургских газетах на протяжении всего 2008 года. 
Из психологического термина "доминанта" незаметно стала градостроительным. Если вы вдруг (ну вдруг?) не следили за спорами вокруг башни Газпрома и за процессом «понижения» здания Биржи, то можете просто сказать: "Я не разбираюсь в тонкостях высотного регламента, но шпиль Петропавловской крепости должен остаться главной панорамной доминантой". 
• АУТЕНТИЧНЫЙ – действительный, подлинный, исходящий из первоисточника. 
Странное дело: в каждом журнале писали черным по белому, что ботильоны – это модно, почему бы им так же было взять и не написать, что слово "аутентичный" – это хит сезона? Буквально в одночасье аутентичность стала главным критерием качества, и аутентичным стало все: тексты, документы, музыка, искусство, атмосфера и еда. Пора, наконец, поставить все точки над i: в "Макдоналдсе" аутентичные гамбургеры или недоаутентичные? 
• БИЕННАЛЕ (или бьеннале) – художественная выставка, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые два года. 
К слову о биеннале и о многих других словах: кто сказал, что латинский язык – мертвый язык? А если и мертвый, то как-то не окончательно…Может, пора купить учебник латыни и научиться распознавать латинские корни и их значения? Тогда уже через пару месяцев можно будет хотя бы приблизительно догадаться о значении неизвестного модного слова. Например: «биеннале» – bis – дважды, annus – год = выставка, проходящая дважды в год. Так что, появись вдруг "кватерннале", мы морально готовы и лексически подкованы. 
Кстати, коварность биеннале заключается в том, что в значении "выставка" – она женского рода, а в значении "фестиваль" – он мужского рода. Поэтому, перед тем как использовать слово по назначению, следует выяснить суть культурного события, например: "Первая Венецианская биеннале современного искусства прошла в 1895 году, а Первая Петербургская – в 2006".  
• ВИТАЛЬНЫЙ – относящийся к жизни, жизненный. 
Витальность проникла в русский язык в одном из своих значений – энергия и энтузиазм по отношению к жизни. Времена, когда в моде был сплин, давно прошли, да здравствует витальность и легкость бытия!  
• ИНСАЙТ – озарение, внезапная догадка. 
Англицизм, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения. Давным-давно термин "инсайт" ввели в оборот гештальт-психологи, а сейчас, в соответствии со своим прямым значением, он, как вспышка, возник сперва в названиях рекламных агентств и тренинговых школ Петербурга, а потом и в разговорной речи. Вариант употребления: "После трех чашек кофе у меня случается гарантированный инсайт. Иногда даже многократный". 
• ИНФЕРНАЛЬНЫЙ – находящийся в аду, происходящий в аду, адский. 
Прилагательное, вдруг полюбившееся музыкальным и кинокритикам (особенно в последнем своем значении), – любой угрюмый тип с горящим взором исподлобья, в независимости от того, терзает ли он электрогитару или орудует электропилой, автоматически становится инфернальным. Один из вариантов употребления в быту: "Как-то инфернальненько я выгляжу с утра…" 
• МАРГИНАЛЬНОСТЬ – промежуточность, «пограничность» положения человека (маргинала) между какими-либо социальными группами или культурами, накладывающая определенный отпечаток на его психику. 
Социологи, культурологи и политики рассуждают о том, что в современном мире постепенно исчезает определенность мест, стираются границы между странами, континентами и культурами, поэтому очень просто оказаться "ни здесь, ни там", в промежуточном, маргинальном, положении чужака. Даем установку на космополитизм! Мы – Девушки Мира! 
• РЕФЛЕКСИЯ – от позднелатинского reflexio – обращение назад. 
В Википедии на слово "рефлексия" дан чудесный пример: "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я…" 
Остается только предполагать, сознательно ли рефлексировал лирический герой Максима Леонидова в "обычный серый питерский вечер", но в том, что сейчас рефлексируют все, можно быть уверенными. Удивительный глагол – существовал себе спокойно в психологии и вдруг стал самым модным синонимом, угадайте, какого другого? Размышлять! Или даже так – заниматься самокопанием: она рефлексировала, он рефлексировал, и вся эта рефлексия на тему рефлексии продолжалась весь 2008 год. Но стоит признать, что процесс «обращения сознания на свое сознание» – это действительно любимый процесс человечества. 
• ФЕРТИЛЬНОСТЬ – способность половозрелого организма создавать жизнеспособное потомство. 
Про это слово с латинским корнем вспомнили журналы о красоте и здоровье. В связи с разгулом Вечной Молодости и популяризацией образа жизни "манхэттенской четверки" стало модным ободрять девушек: девушки, ваш фертильный возраст (тот, в течение которого можно выносить и родить ребенка) от 15 до 44! Возможный вариант употребления: "Я девушка фертильного возраста, в самом расцвете сил". 
• ЭМО – печально (в переносном смысле) известная субкультура, берущая свое начало от музыкального хардкор направления. 
Как оказалось, эмо – это не только эмо-kids, ранимые подростки с подведенными глазами, но еще и эмо-босс, эмо-коллега и эмо-подруга. Какое удобное понятие, и как мы обходились раньше? Вариант употребления: "Когда принесли счет, он чуть не заплакал. Ни дать ни взять – латентный эмо бой." 

Неологизмы 

1 Новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов или для выражения новых понятий. 
К неологизмам относятся и заимствования. 
2 Новые слова и выражения, необычность которых ясно ощущается носителями языка. Различаются новообразованные, новозаимствованные и авторские (индивидуально-стилистические) неологизмы (Большой энциклопедический словарь).


Решение второе: КРЕАТИВНОЕ 
Подойдет для тех, кто категорически не хочет выражаться, как все. Действуем от противного: с помощью художественной литературы и поэзии пополняем словарный запас, вырабатываем собственный стиль и тренируемся на ни в чем не повинных окружающих. Например, ищем вдохновение у древних славян: 
• Любимому: приезд моей мамы – лихие вести? 
• Подруге: представляешь, он поцеловал мои ланиты, потом уста, а потом сказал, что у меня шикарные перси! 
• Сама себе: неужели похудела? Лепота-то какая… 
• Друзьям: предлагаю ехать в клуб знакомиться с отроками. 
• Родителям: снимите трубку, ваша дщерь звонит. 

Ищем вдохновение в романах 19 века: 
• Любимому: дорогой, сегодня ты познакомишься с мамА и папА. Они у меня просто прелесть что такое! 
• Подруге: ma chere, мы с тобой такие мотовки, не правда ли? 
• Сама себе: позволю себе милое чудачество: встречусь сначала с Васей, а потом с Петей. 
• Друзьям: разве шампанское мешают с самбукой? Фи, такой моветон! 
• Им же, но чуть позже: к цыганам! К цыганам! 

Ищем вдохновение у символистов: 
• Любимому: я раба твоя, Ваня! 
• Подруге: в тенетах шопинга мне мнится упоение. 
• Сама себе: я вся такая неизъяснимо-сладострастная… 
• Коллегам: от этой работы я впадаю в уныние, а от Акакия Порфирьевича – в исступление. 
• Друзьям: объединимся же во всеобщем ликовании и совершим обетный пляс к Дионису! 
  
Ищем вдохновение у писателей-фантастов: 
• Любимому: заводи пепелац, поехали в "Икею". 
• Подруге: не могу встретиться, у меня изменения в протоплазме на молекулярном уровне, в общем, ПМС. 
• Коллегам: я же говорила, Акакий Порфирьевич – андроид. 
• Друзьям: срочно телепортируемся из Купчино в центр. У нас вся ночь на завоевание гиперпространства! 

Решение третье: ПАТРИОТИЧНОЕ 
Ну и наконец, можно вспомнить, что на каждый "перфоманс" найдется свое "представление". Остается только задаться целью донести это до окружающих на общедоступном языке. На таком, знаете ли… аутентичном! 


НАШИ НЕО ПРОГНОЗЫ 
(АНГЛИЦИЗМЫ, КОТОРЫЕ, КАК НАМ КАЖЕТСЯ, ПОРА ПОЗАИМСТВОВАТЬ) 

РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ ПРАВА (от refrigerator rights) – получить рефрижераторные права – значит получить открытый доступ к холодильнику своего партнера, соответственно, это синоним ну очень близких отношений. Говорят: поужинать с девушкой может каждый, позавтракать – избранный. А рефрижераторным правом мы вообще награждаем только за особые заслуги! 
ФУТБОЛЬНАЯ ВДОВА (ОТ FOOTBALL WIDOW) – так называют женщин и девушек, "теряющих" свою вторую половину на все время футбольных матчей. Только вот вопрос: кто кого теряет? В этом году мы и сами активно болели за "Зенит" и почти влюбились в Аршавина. Оле-оле-оле-оле! 
ОФИСНЫЙ СУПРУГ (от office spouse) – реалии 21 века таковы, что в офисе мы порой проводим больше времени, чем дома. Иногда, чтобы окончательно не сойти с ума, приходится не только нести из дома любимую кружку и расставлять на столе фотографии родственников, но и заводить офисного супруга. То есть коллегу по работе, с которым проводишь большую часть дня, делишь печали и радости, планерки и ланчи, но при этом в ваших отношениях нет никакого сексуального подтекста. 
РАСПЛЫВЧАТОЕ РОЖДЕСТВО/НОВЫЙ ГОД (от Christmas creep) – вы тоже с удивлением заметили, что новогодние шары и свечки-ангелочки продавались уже с конца октября? Феномен "расплывчатого праздника", когда магазины, бутики и супермаркеты призывают нас покупать и тратить за несколько месяцев до самого праздника, теперь можно наблюдать и в нашем городе. 

РЕТРОШОПИНГ (от retro shopping) – заниматься ретрошопингом – значит сначала купить вещь, а потом долго ходить по магазинам и проводить маркетинговое исследование: прогадала с ценой или не прогадала? Опять же актуально в новогодние праздники, когда ослабевают воля и разум, а шопинг и чревоугодие становятся главными развлечениями.

Опубликовано: Cosmopolitan - Январь 2009 Питер

No comments:

Post a Comment